Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

На 28 июня в 15:00 в АУ СОН ТО ДПО «Региональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья» департаментом социального развития Тюменской области запланировано проведение публичных обсуждений обзора правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания и в сфере организации отдыха и оздоровления детей за I полугодие 2019 года.

Вопросы по правоприменительной практике при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания и в сфере организации отдыха и оздоровления можно направлять главному специалисту сектора государственного контроля и ревизионной работы департамента Чулкиной Е.В. на электронную почту ChulkinaEV@72to.ru.

Принять участие в публичных обсуждениях возможно в режиме вебинара по следующей ссылке: https://my.webinar.fm/go/andre208/kvtzlux (пароль 123).

Результаты проведения публичных обсуждений обзора правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания и в сфере организации отдыха и оздоровления детей за I полугодие 2019 года.

  1. Обзор правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
  2. Основные требования по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в организациях социального обслуживания Тюменской области.
  3. Обзор правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере организации отдыха и оздоровления.

Доклад по правоприменительной практике Департамента социального развития Тюменской области при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания и в сфере организации отдыха и оздоровления детей за I полугодие 2019 года

Содержание

I. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.

1. Результаты правоприменительной практики.

2. Руководство по соблюдению обязательных требований.

II. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в части контроля за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг.

1. Результаты правоприменительной практики.

2. Руководство по соблюдению обязательных требований.

I. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания

1. Результаты правоприменительной практики

В рамках реализации контрольно-надзорных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Департаментом социального развития Тюменской области за I полугодие 2019 года проведены 6 плановых проверок в отношении поставщиков социальных услуг Тюменской области.

Результаты проведенных контрольно-надзорных мероприятий:

Во всех 6 проверках выявлены нарушения обязательных требований действующего законодательства в сфере социального обслуживания и формирования доступной среды для инвалидов, выдано 6 предписаний об устранении выявленных нарушений.

В ходе проведенных контрольно-надзорных мероприятий выявлены следующие типовые нарушения обязательных требований действующего законодательства.

В нарушение Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 24.11.2014 № 1239 «Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.11.2014 № 886н «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)»:

На официальном сайте поставщика социальных услуг отсутствует обязательная для размещения информация (о дате государственной регистрации, учредителе, структуре, численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг, количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг, персональном составе работников, наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания, и отчетов об исполнении указанных предписаний и др.).

В нарушение Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации», постановления Правительства Тюменской области от 03.10.2014 № 510-п «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Тюменской области»:

1. Площадь кабинетов для реабилитации ниже установленного норматива и не позволяет разместить имеющееся реабилитационное оборудование. Реабилитационное оборудование не используется при оказании реабилитационных услуг. Таким образом, поставщиком социальных услуг не предпринимается достаточных мер по организации реабилитационного процесса с использованием всех имеющихся материально-технических ресурсов и технологий, что существенно снижает объем и качество оказываемых населению реабилитационных услуг.

2. Предоставление продуктового набора получателям социальных услуг осуществляется не в натуральном выражении в период прохождения курсовой комплексной реабилитации (ежедневно), а по талонам по окончанию курса реабилитации.

3. Стационарное и полустационарное социальное обслуживание несовершеннолетних организовано без учета полного объема требований государственного стандарта (выявлено оказание социальных услуг в рамках курса реабилитации в объеме в 3 раза меньше необходимого объема оказания услуг).

4. Не оказываются отдельные обязательные для предоставления социальные услуги, установленные стандартом («социально-психологическое консультирование», «оказание психологической помощи», «социально-психологический патронаж», «социально-педагогическая коррекция, включая диагностику, консультирование», «социально-педагогический патронаж»).

5. Оказание несовершеннолетнему и членам его семьи содействия в получении помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение не внесено в соответствующий 14 раздел ИППСУ).

6. В акте обследования условий проживания семьи несовершеннолетнего проблема или причина признания несовершеннолетнего нуждающимся в социальном обслуживании не сформулирована (не указаны обстоятельства возникновения этих трудностей: не раскрыты сведения в чем конкретно состоит эта трудность, не обозначен круг лиц с кем возникают трудности), что усложняет планирование проведения определенных мероприятий для воздействия на проблему в жизни ребенка и не подтверждает нуждаемость в социальном обслуживании.

7. В заявлении получателя услуг (его законного представителя) в адрес поставщика услуг в графе получателя услуг не указаны необходимые сведения (отчество, свидетельство о рождении ребенка, место проживания).

8. Первичные документы, подтверждающие оказание срочных социальных услуг, оформлены с нарушением действующего порядка:

а) в заявлениях о предоставлении срочных социальных услуг:

- не указаны паспортные данные заявителя и дата рождения;

- не прописано согласие на обработку персональных данных согласно требованиям Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

б) в актах о предоставлении срочных социальных услуг:

- отсутствуют даты предоставления социальных услуг;

- отсутствуют подписи поставщика социальных услуг;

- отсутствуют подписи получателя социальных услуг;

- не указано количество предоставленных заявителю услуг;

- услуги, указанные в акте, не соответствуют услугам, указанным в заявлении;

- указанное наименование предоставленных услуг не соответствует перечню срочных социальных услуг, утвержденному Законом Тюменской области от 02.12.2014 №108 «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг».

В нарушение Постановления Правительства Тюменской области от 27.09.2011 № 319-п «Об утверждении Положения об организации деятельности служб транспортного обслуживания отдельных категорий граждан в Тюменской области»:

1. Не предоставлено подтверждение права граждан на получение услуг службы транспортного обслуживания.

2. Отсутствует подтверждение того, что доставка граждан осуществлялась к социально-значимым объектам (по указанным в журнале учета заказов адресам социально-значимые объекты не расположены).

В нарушение Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»:

1. Установлен факт ограничения прав и свобод в отношении получателей социальных услуг: применение мер физического стеснения путем фиксации рук к кровати, применение недопустимых методов воздействия в виде ограничения свободы передвижения (изоляция) без наличия соответствующих рекомендаций врача-психиатра.

2. Отсутствуют документы, подтверждающие добровольность и соблюдение прав гражданина при помещении его в организацию социального обслуживания.

3. Не обеспечена сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг (отсутствует маркировка на одежде и постельном белье).

В нарушение СП 2.1.2.3358-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания»:

1. Территория не благоустроена, не выделена и не оборудована зона отдыха.

2. Не оборудовано приемно-карантинное отделение.

3. К работе допускаются сотрудники без медицинского осмотра, флюорографического обследования, гигиенического обучения, без прививок в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.

4. Не проводится производственный, в том числе лабораторный производственный контроль.

5. Отсутствует меню, разработанное в соответствии с требованиями к рациональному и сбалансированному питанию (не указаны выход блюд, распределение энергетической ценности по приемам пищи и за день в целом, объемы порций, выполнение натуральных норм питания).

6. Не соблюдаются требования к доставке готовой пищи из организаций общественного питания (отсутствуют термоконтейнеры для перевозки, не соблюдаются требования по хранению и отбору суточной пробы).

7. Не соблюдается режим работы с дезинфицирующими средствами для уборки помещений.

8. Не соблюдаются правила личной гигиены проживающих в условиях стационарного социального обслуживания.

9. Не проводятся мероприятия по дератизации и дезинсекции.

10. В спальных комнатах стационарных организаций допускается размещение проживающих в количестве, превышающем установленную норму.

11. На воду, используемую для организации питьевого режима, отсутствуют документы, подтверждающие соответствие данной воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В нарушение СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»:

1. Не соблюдаются требования к условиям хранения продуктов питания (не соблюдается товарное соседство, холодильное оборудование не оснащено термометрами и др.).

2. Поступающие продукты питания принимаются без документов, подтверждающих качество и безопасность продукции, маркировочные ярлыки не сохраняются до полного использования продукции.

3. Отсутствует производственная документация на пищеблоке.

4. Не соблюдаются требования к дезинфекции и мытью столовой посуды.

В нарушение требований Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»:

1. Допускается хранение и реализация лекарственных препаратов с истекшим сроком годности.

2. Не оборудовано помещение для хранения лекарственных средств (помещение не оснащено приборами для регистрации параметров воздуха (термометром, гигрометром), допускается хранение лекарственных средств без вторичной упаковки, что не позволяет идентифицировать лекарственное средство и определить условия хранения и сроки годности).

2. Руководство по соблюдению обязательных требований

В целях предотвращения нарушений обязательных требований действующего законодательства Департаментом социального развития Тюменской области осуществляется следующая работа:

  • проведение документальных и выездных (плановых и внеплановых) проверок деятельности поставщиков социальных услуг;

  • проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;

  • проведение мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с поставщиками социальных услуг;

  • принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Информация о планируемых контрольных мероприятиях на очередной календарный год размещается на официальных порталах органов государственной власти Тюменской области и органов прокуратуры.

Кроме того, на официальном портале органов исполнительной власти Тюменской области размещены Перечень обязательных требований со ссылками на нормативные документы и проверочные листы (списки контрольных вопросов), по которым поставщик социальных услуг может провести самопроверку (тестирование), в том числе подготовиться к предстоящему контрольному (надзорному) мероприятию с сфере социального обслуживания.

При этом, результаты проведенных контрольных мероприятий показывают, что на текущий момент актуальным остается вопрос соблюдения поставщиками социальных услуг обязательных требований действующего законодательства.

Следует отметить, что несоблюдение поставщиками социальных услуг обязательных требований влечет за собой не только снижение качества предоставляемых гражданам социальных услуг, но и может привести к возникновению опасности для жизни и здоровья граждан.

С учетом изложенного, поставщикам социальных услуг следует:

  • Неукоснительно соблюдать обязательные требования, установленные действующим федеральным и региональным законодательством, в том числе обратить особое внимание на соблюдение положений Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации», постановления Правительства Тюменской области от 03.10.2014 № 510-п «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Тюменской области», Постановления Правительства Тюменской области от 27.09.2011 № 319-п «Об утверждении Положения об организации деятельности служб транспортного обслуживания отдельных категорий граждан в Тюменской области», СП 2.1.2.3358-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания», СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

  • Предоставлять необходимые гражданам социальные услуги в соответствии с имеющимися правовыми основаниями и потребностью граждан в предоставлении социальных услуг.

  • Оформлять первичные документы, подтверждающие нуждаемость социальном обслуживании и оказание получателям социальных услуг, в соответствии с установленными требованиями и по установленным формам.

  • Уделить особое внимание соблюдению санитарно-эпидемиологических требований и комплексной безопасности в организациях, оказывающих социальные услуги в стационарной форме.

II. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в части контроля за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг

1. Результаты правоприменительной практики

В рамках реализации контрольно-надзорных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Департаментом социального развития Тюменской области с 2018 года осуществляется региональный государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг.

По результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий в текущем году установлены типовые и массовые нарушения требований СП 59.13330.2016 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для МГН. Актуализированная версия СНиП 35-01-2001:

1. Территория прилегающая к зданию:

- отсутствие обозначенного парковочного места для инвалида;

- недопустимые съезды (нарушения конструкции съезда по ширине, уклону, высоте бордюрного камня, размещения его на тротуаре);

- отсутствие информационной поддержки на путях передвижения МГН.

2. Входы(выходы) в здание:

- отсутствие контрастной маркировки краевых ступеней и предупреждающей плитки перед лестницей;

- неверное расположение кнопки вызова;

- отсутствие пандуса, установлены аппарели;

- уклон пандуса превышает допустимые значения, отсутствие в верхнем либо нижнем окончаниях пандуса площадок для разворота кресла-коляски;

- отсутствие контрастной маркировки на входной светопрозрачной двери;

- двери не приспособлены для инвалидов.

3. Санитарно-гигиенические помещения:

- отсутствие кнопки вызова специалиста;

- отсутствуют поручни вокруг унитаза, крючки для костылей и других принадлежностей;

- винтовой кран у раковины;

- отсутствуют поручни у раковины.

4. Система информации на объекте:

- отсутствует информационная поддержка в виде визуальной, тактической и акустической информации;

- размещение указателей на дверях.

5. Кабинеты:

- двери в кабинет специалиста узкие;

- дверная ручка не соответствует требованиям;

- наличие высоких порогов.

2. Руководство по соблюдению обязательных требований

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» все поставщики социальных услуг, без исключения, должны обеспечить доступность учреждения (организации) для инвалидов.

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие обеспечение доступной среды, которые должен знать поставщик социальных услуг:

- Конвенция о правах инвалидов, принята Резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006, ратифицирована Российской Федерацией 03 мая 2012;

- Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- Приказ Минтруда России от 30 июля 2015 № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»;- СП 59.13330.2016 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для МГН. Актуализированная версия СНиП 35-01-2001.

Для правильной организации поставщиками социальных услуг доступности объектов и услуг следует соблюдать следующие требования:

1. Территория прилегающая к зданию:

Согласно СП 59.1333.2016 п. 2 раздел 4 территория, прилегающая к организации должна быть оборудована специальными парковочными местами для людей с инвалидностью. Парковочные места размещаются вблизи входа в предприятие, учреждение но не далее 50 м; так же должны быть обозначены соответствующим знаком и дорожной разметкой. Количество мест для транспорта инвалидов - не менее 10% (но не менее одного места). Разметка места для стоянки автомашины инвалида на кресле-коляске: 6,3х3,6 м.

Посетители с инвалидностью должны быть проинформированы о наличии препятствий на пути их следования, чему могут способствовать предупреждающие знаки, тактильная плитка. Тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, следует размещать не менее чем за 0,8 м до объекта информации или начала опасного участка, изменения направления движения, входа.

2. Входы(выходы) в здание:

Согласно СП 59.13330.2016 п.1 раздела 5 входные группы должны быть достаточной ширины для проезда инвалидной коляски (не менее 0,9-1,2м), оборудованы пандусом (длина марша не должна превышать 9,0 м, уклон не круче 1:20; ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0м) или подъемным устройством.

При невозможности установки пандуса, входная группа должна быть оборудована кнопкой вызова специалиста (не выше 0,85-1,0м).

Входные группы должны быть оборудованы специальными ограждениями и тактильными направляющими для лиц с нарушениями зрения, информационным табло для лиц с нарушениями слуха.

На дверях входной группы и лестничных маршах, в том числе внутри здания должна быть контрастная маркировка, которая позволяет слабовидящим людям получать информацию о наличии препятствия (контрастные круги на дверях располагаются: не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути; контрастные полосы на ступенях располагаются на первой и последней ступени лестницы).

3. Санитарно-гигиенические помещения:

В каждом учреждении должны быть санитарно-гигиенические помещения.

В данном помещении должно быть свободное пространство диаметром 1,4м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу.

Должен быть обеспечен свободный подъезд на кресле-коляске вплотную к раковине. Под раковиной должно быть свободное пространство для коленей инвалида.

Рядом с унитазом следует предусматривать пространство для кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей (устонавливается сбоку от унитаза высотой не выше 0,8м). Около унитаза со стороны пересадки с кресла-коляски необходим откидной поручень (устанавливается на высоте 0,85м). Со стороны стены обычно устанавливается стационарный поручень с креплением к стене или к полу.

4. Система информации:

Системы средств информации должны быть комплексными (соответствовать ГОСТ) – для всех категорий инвалидов (визуальными, звуковыми, тактильными).

Существуют следующие виды информации:

Мнемосхема – тактильное табло, представляющее собой схему движения по кабинетам в учреждении. Все необходимые элемента (контуры стен, пути передвижения) и надписи выполнены в виде плоско-выпуклых элементов и дублируются шрифтом Брайля. Мнемосхема должна размещаться при входах в здания массового посещения, с правой стороны по ходу движения.

Информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м.

Звуковые маяки предназначены для воспроизведения аудиосообщений с целью информирования слепых и слабовидящих посетителей учреждений.

Бегущая строка позволяет людям с нарушениями слуха оперативно получать информацию визуальным способом.

А также индукционные панели для слабослыщащих граждан.

И информационные терминалы которые предназначен для передачи информации об учреждении в универсальном для людей с инвалидностью формате.

В вестибюлях, с учетом их функционального назначения, следует предусматривать установку информационных терминалов/киосков, информационных табло типа "бегущая строка", звуковых и радиоинформаторов и/или тактильных и с речевым дублированием информации мнемосхем для посетителей с нарушением зрения.

5. Кабинеты:

В проемах дверей, доступных для МГН, допускаются пороги высотой не более 0,014 м Ширина двери должна составлять 0,9 м Следует применять дверные ручки, запоры, задвижки и другие приборы открывания и закрытия дверей, которые должны иметь форму, позволяющую инвалиду управлять ими одной рукой и не требующую применения слишком больших усилий или значительных поворотов руки в запястье. Целесообразно ориентироваться на применение легко управляемых приборов и механизмов, П-образных ручек, а также ручек нажимного действия.

В связи с тем, что не во всех зданиях технических возможно обеспечить доступность учреждений для инвалидов, необходимо организовать оказание на данном объекте ситуационной помощи инвалиду.

Ситуационная помощь - это помощь, оказываемая инвалиду в целях преодоления барьеров, препятствующих ему получать все услуги, оказываемые населению, наравне с другими лицами. Такую помощь будут обязаны обеспечивать собственники объектов, поставщики услуг при осуществлении своей основной деятельности.

Оказание ситуационной помощи в организации/учреждении, должно быть подкреплено локальными правовыми актами и документами:

1. Должен быть издан организационно-распорядительный документ (приказ) утверждающий порядок оказания помощи гражданам с инвалидностью.

2. Приказом должны быть закреплены ответственные за оказание ситуационной помощи гражданам с инвалидностью.

3. В должностных инструкциях персонала должны быть закреплены конкретные задачи и функции по оказанию помощи инвалидам.

4. Сотрудник ответственный за доступную среду в учреждении/организации должен быть обучен ситуационной помощи. С остальным персоналом проводится систематическое обучение (инструктаж) по вопросам оказания помощи на объекте инвалидам.

5. Должно быть обеспечено наличие доступной информации для обслуживаемых граждан (инвалидов) о порядке организации доступности объекта и услуг, порядке получения помощи на объекте.

Изменения в законодательстве Российской Федерации в части организации доступной среды

- Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 477-ФЗ «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно данным изменениям, на каждой стоянке (остановке) транспортных средств должно выделяться не менее 10% мест для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.- Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2018 г. № 1414 «О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090» согласно поправкам, предусматривается, что опознавательный знак «Инвалид» теперь может быть установлен на транспортных средствах, управляемых инвалидами не только I и II, но и III группы, а также перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.

- Приказ Минтруда России (Министерство труда и социальной защиты РФ) от 04 июля 2018 г. №443н «Об утверждении порядка выдачи опознавательного знака "инвалид" для индивидуального использования». Данный нормативно-правовой акт определяет кто может получить данный знак; органы, которые наделены правом выдачи знака; документы, которые необходимы для получения знака; алгоритм подачи заявления на получение знака.


Создано: 17.06.2019
Дата обновления: 22.07.2019
Источник: Департамент социального развития Тюменской области